понедельник, 4 декабря 2017 г.

Русские калачи

Как всегда, дорогой читатель, пройдем в словарь Владимира Даля и узнаем: калач-белый, пшеничный хлеб вообще или пшеничный сгибень с дужкою. 

И  у калача различают: животок с губкою и ручку, дужку или перевясло.

Такие калачи с дужками пекли в Муроме.

1.История Мурома

Сегодня город Муром входит в состав Владимирской области. А с середины I тысячелетия нашей эры в окрестностях города Мурома вдоль реки Оки проживал народ «мурома». 

Этот народ упоминается в Повести временных лет как не славянский. 

Основу экономики этого племени составляло животноводство и промысловая охота на пушного зверя. Земледелие играло второстепенную роль. 

За то были высокого развиты ремёсла (деревообработка, резьба по кости, кожевенное и скорняжное). А вот гончарного круга мурома не знали.

В конце 10 века начинается активная колонизация муромской земли славянами Киевской Руси. Эта земля была необходима для усиления молодого государства Киевского князя. 

Первоначально на земле муромы селились кривичи. 

Кривичи были многочисленным восточнославянским племенем, которое проживало в верховьях Волги, Днепра и Двины. Их главными городами были Псков, Полоцк и Смоленск. Кривичи серьёзно занимались земледелием и, как и все наши предки, выращивали рожь. 

По всей видимости колонизация муромской земли проходила не всегда гладко. И два народа, мягко выражаясь, друг друга не очень любили.

Как утверждают историки интернета, дужка была придумана в целях гигиены: едок брал грязными руками такой калач за дужку, съедал мягкую часть и выбрасывал оставшуюся твердую ручку.

Так же историки интернета, утверждают что калачи пекли только из белой пшеничной муки, по великим праздникам и ели как великое лакомство. 

Так как славяне знали испокон веков бани и цену хлеба, то вряд ли они имели грязные руки по праздникам и уж, конечно, вряд ли стали тратить на дужку драгоценную муку и затем ещё её, дужку, выбрасывать (для славян это великий грех).

Племя мурома выращиванием зерновых не занималось, поэтому и мука для них не представляла ценности. 

Да и пришельцы (кривичи) видимо были для них не очень чистыми. 

Знатоки утверждают что при изготовлении муромских калачей, тесто тёрли долго об лёд. Отсюда и выражение: «тёртый калач». 

Если вспомнить слова из песни на стихи Евгения Евтушенко: «...дай бог быть тёртым калачом, не съеденным ни чьею шайкой», то вывод напрашивается сам собой: такие муромские калачи были очень твёрдыми и непригодными для питания. 

Непонятно так же зачем такому калачу перед выпечкой раскатывали губу и затем вправляли обратно в тело калача. Возможно такой калач был выпечкой для какого то языческого обряда племени «мурома» 

О муромских калачах слава распространилась далеко. Неожиданно его прекращают изготавливать. И о муромских калачах долго ничего не слышно.

К счастью народ мурома не исчез и проживает на своих исконных землях. По его требованию, чистоплотная немка,  императрица Екатерина Вторая с удовольствием утвердила в 1778 году герб города Мурома. На гербе аж три калача с дужкой.

P.S.
Ученые из журнала «Наука и жизнь» объясняют происхождение фразы «дойти до ручки» от арабского «рукка», что на арабском означает «крайне трудное положение». 

Жители Древней Руси всегда торговали с арабскими странами. Конечно это было трудно. 

Например, если арабам предлагали рожь. Последние считали рожь сорняком и соглашались  покупать данный злак  только для прокорма скота за мизерную цену. Что не устраивало, в свою очередь, русских купцов. 

Переговоры заходили в тупик и арабы кричали «рукка», а русский купец разводил руками и говорил: «опять дошли до ручки».

Русские калачики

После исчезновения муромского калача, начали стряпать калачи в Москве.
Московские калачи имели традиционный  вид  кольца. И они действительно были пышными, вкусными и из дорогой белой пшеничной муки. 

Московские калачи долго не плесневели. Да и изготавливали их по совершенно отличной от муромской технологии.

Для выпечки московских калачей использовалось опарное, сброженное тесто. Опарное тесто славянские племена освоили задолго до образования Киевской Руси.

У нас в Сибири такие калачи, в советское время, во всех буфетах при столовых продавали. Сибиряки их очень любили: «Московские калачи вкусны и горячи».

Следуя утверждению, что калачи были праздничным яством, предлагаю рецепт пряженых калачиков. Приготовить их можно быстро. Да и рецепт простой:

2 комментария:

  1. Наталья, посмотрела рецепт приготовления калачиков, ну прямо слюнки побежали, обязательно приготовлю по вашему рецепту. Спасибою

    ОтветитьУдалить