Как всегда, дорогой читатель, пройдем в словарь Владимира Даля и узнаем: калач-белый, пшеничный хлеб вообще или пшеничный сгибень с дужкою.
И у калача различают: животок с губкою и ручку, дужку или перевясло.
И у калача различают: животок с губкою и ручку, дужку или перевясло.
1.История Мурома
Сегодня город Муром входит в состав Владимирской области. А с середины I тысячелетия нашей эры в окрестностях города Мурома вдоль реки Оки проживал народ «мурома».
Этот народ упоминается в Повести временных лет как не славянский.
Этот народ упоминается в Повести временных лет как не славянский.
За то были высокого развиты ремёсла (деревообработка, резьба по кости, кожевенное и скорняжное). А вот гончарного круга мурома не знали.
Первоначально на земле муромы селились кривичи.
Кривичи были многочисленным восточнославянским племенем, которое проживало в верховьях Волги, Днепра и Двины. Их главными городами были Псков, Полоцк и Смоленск. Кривичи серьёзно занимались земледелием и, как и все наши предки, выращивали рожь.
По всей видимости колонизация муромской земли проходила не всегда гладко. И два народа, мягко выражаясь, друг друга не очень любили.
Как утверждают историки интернета, дужка была придумана в целях гигиены: едок брал грязными руками такой калач за дужку, съедал мягкую часть и выбрасывал оставшуюся твердую ручку.
Так же историки интернета, утверждают что калачи пекли только из белой пшеничной муки, по великим праздникам и ели как великое лакомство.
Племя мурома выращиванием зерновых не занималось, поэтому и мука для них не представляла ценности.
Да и пришельцы (кривичи) видимо были для них не очень чистыми.
Знатоки утверждают что при изготовлении муромских калачей, тесто тёрли долго об лёд. Отсюда и выражение: «тёртый калач».
Если вспомнить слова из песни на стихи Евгения Евтушенко: «...дай бог быть тёртым калачом, не съеденным ни чьею шайкой», то вывод напрашивается сам собой: такие муромские калачи были очень твёрдыми и непригодными для питания.
Непонятно так же зачем такому калачу перед выпечкой раскатывали губу и затем вправляли обратно в тело калача. Возможно такой калач был выпечкой для какого то языческого обряда племени «мурома»
Да и пришельцы (кривичи) видимо были для них не очень чистыми.
Знатоки утверждают что при изготовлении муромских калачей, тесто тёрли долго об лёд. Отсюда и выражение: «тёртый калач».
Если вспомнить слова из песни на стихи Евгения Евтушенко: «...дай бог быть тёртым калачом, не съеденным ни чьею шайкой», то вывод напрашивается сам собой: такие муромские калачи были очень твёрдыми и непригодными для питания.
Непонятно так же зачем такому калачу перед выпечкой раскатывали губу и затем вправляли обратно в тело калача. Возможно такой калач был выпечкой для какого то языческого обряда племени «мурома»
О муромских калачах слава распространилась далеко. Неожиданно его прекращают изготавливать. И о муромских калачах долго ничего не слышно.
К счастью народ мурома не исчез и проживает на своих исконных землях. По его требованию, чистоплотная немка, императрица Екатерина Вторая с удовольствием утвердила в 1778 году герб города Мурома. На гербе аж три калача с дужкой.
P.S.
Ученые из журнала «Наука и жизнь» объясняют происхождение фразы «дойти до ручки» от арабского «рукка», что на арабском означает «крайне трудное положение».
Жители Древней Руси всегда торговали с арабскими странами. Конечно это было трудно.
Например, если арабам предлагали рожь. Последние считали рожь сорняком и соглашались покупать данный злак только для прокорма скота за мизерную цену. Что не устраивало, в свою очередь, русских купцов.
Переговоры заходили в тупик и арабы кричали «рукка», а русский купец разводил руками и говорил: «опять дошли до ручки».
Русские
калачики
После исчезновения муромского калача, начали стряпать калачи в Москве.
Московские калачи имели традиционный вид кольца. И они действительно были пышными, вкусными и из дорогой белой пшеничной муки.
У нас в Сибири такие калачи, в советское время, во всех буфетах при столовых продавали. Сибиряки их очень любили: «Московские калачи вкусны и горячи».
Московские калачи имели традиционный вид кольца. И они действительно были пышными, вкусными и из дорогой белой пшеничной муки.
Московские калачи долго не плесневели. Да и изготавливали их по совершенно отличной от муромской технологии.
Для выпечки московских калачей использовалось опарное, сброженное тесто. Опарное тесто славянские племена освоили задолго до образования Киевской Руси.
У нас в Сибири такие калачи, в советское время, во всех буфетах при столовых продавали. Сибиряки их очень любили: «Московские калачи вкусны и горячи».
Приятного аппетита
Источники
http://slovardalja.net/word.php?wordid=34990
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0
http://p-syutkin.livejournal.com/35805.html
https://rg.ru/2015/09/09/rodina-kalach.html
http://kizhi.karelia.ru/library/matushka-rozh
https://finecooking.ru/recipe/kalach-moskovskij
https://www.nkj.ru/archive/articles/26596/
Источники
http://slovardalja.net/word.php?wordid=34990
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0
http://p-syutkin.livejournal.com/35805.html
https://rg.ru/2015/09/09/rodina-kalach.html
http://kizhi.karelia.ru/library/matushka-rozh
https://finecooking.ru/recipe/kalach-moskovskij
https://www.nkj.ru/archive/articles/26596/
Наталья, посмотрела рецепт приготовления калачиков, ну прямо слюнки побежали, обязательно приготовлю по вашему рецепту. Спасибою
ОтветитьУдалитьСпасибо,Татьяна.
ОтветитьУдалить